Сократ. Послушай же: каким образом могли бы мы отыскать самое “само”? Ведь так мы, быть может, узнали бы, что мы собой представляем, не зная же первого, мы не можем знать и себя. Алкивиад. Ты прав. Сократ. Будь же внимателен, ради Зевса! С кем ты сейчас беседуешь? Не со мной ли? Алкивиад. С тобой. Сократ. Значит, и я веду беседу с тобой? Алкивиад. Да. Сократ. Следовательно, ведущий беседу – это Сократ? Алкивиад. Несомненно. Сократ. А слушает Сократа Алкивиад? Алкивиад. Да. Сократ. Не с помощью ли речи ведет беседу Сократ? Алкивиад. Само собой разумеется. Сократ. А беседовать и пользоваться словом, по твоему мнению, это одно и то же? Алкивиад. Несомненно. Сократ. Ну а пользующийся чем-то и то, чем он пользуется, разве не разные вещи? Алкивиад. Как ты говоришь?! Сократ. К примеру, сапожник работает резаком, ножом и другими инструментами. Алкивиад. Да. Сократ. Значит, тот, кто работает и пользуется резаком, и то, чем работающий пользуется, – это разные вещи? Алкивиад. Как же иначе? Сократ. Тогда, следовательно, инструмент, на котором играет кифарист, и сам кифарист – это тоже разные, вещи? Алкивиад. Да. Сократ. Вот об этом я только что и спрашивал – всегда ли представляются отличными друг от друга тот, кто пользуется чем-либо, и то, чем он пользуется? Алкивиад. Всегда. Сократ. Что же мы скажем о сапожнике: работает он только инструментами или также и руками? Алкивиад. Также и руками. Сократ. Значит, и ими он пользуется? Алкивиад. Да. Сократ. Но когда он сапожничает, он ведь пользуется и глазами? Алкивиад. Да. Сократ. Следовательно, сапожник и кифарист – это не то, что руки и глаза, с помощью которых они работают? Алкивиад. Это очевидно. Сократ. Но ведь человек пользуется и всем своим телом? Алкивиад. Несомненно. Сократ. А ведь мы говорили, что пользующееся чем-то и то, чем оно пользуется, это разные вещи? Алкивиад. Да. Сократ. Значит, человек – это нечто отличное от своего собственного тела? Алкивиад. Похоже, что да. Сократ. Что же это такое – человек? Алкивиад. Не умею сказать. Сократ. Но, во всяком случае, ты уже знаешь: человек – это то, что пользуется своим телом. Алкивиад. Да. Сократ. А что иное пользуется телом, как не душа? Алкивиад. Да, это так. Сократ. Значит, она им управляет? Алкивиад. Да. Сократ. Полагаю, что никто не думает иначе вот о чем... Алкивиад. О чем же? Сократ. Человек – не является ли он одной из трех вещей? Алкивиад. Какие же это вещи? Сократ. Душа, тело и целое, состоящее из того и другого. Алкивиад. Это само собой разумеется. Сократ. Но ведь мы признали человеком то самое, что управляет телом? Алкивиад. Да. Сократ. Что же, разве тело управляет само собой? Алкивиад. Ни в коем случае. Сократ. Мы ведь сказали, что оно управляемо. Алкивиад. Да. Сократ. Вряд ли поэтому оно то, что мы ищем. Алкивиад. Видимо, да. Сократ. Но, значит, телом управляют совместно душа и тело, и это и есть человек? Алкивиад. Возможно, конечно. Сократ. На самом же деле менее всего: если одно из двух, составляющих целое, не участвует в управлении, никоим образом не могут управлять оба вместе. Алкивиад. Это верно. Сократ. Ну а если ни тело, ни целое, состоящее из тела и души, не есть человек, остается, думаю я, либо считать его ничем, либо, если он все же является чем-то, заключить, что человек – это душа. Алкивиад. Безусловно, так. Сократ. Нужно ли мне с большей ясностью доказать тебе, что именно душа – это человек? Алкивиад. Нет, клянусь Зевсом, мне кажется, что сказанного достаточно. (Диалог "Алкивиад I")

Теги других блогов: философия диалог Сократ